"Слеза, сверкающая на лице вечности" - так это чудо архитектурного искусства назвал великий индийский поэт Рабиндранат Тагор.
Этот великолепный, сияющий и величественный храм, олицетворяющий силу истинной любви, кажется легким и воздушным, как сказочное видение, как некий фантом, устремленный в небо.
Эта необычной красоты «жемчужина» имеет высоту 74 метра, но, у смотрящего на него, сохраняется ощущение, что прямо сейчас легкий ветерок с реки поднимет Дворец к облакам, и там он будет парить, являя собой образ внеземной красоты, гармонии и совершенства.
Тадж Махал объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного Наследия, и по праву считается одним из чудес света, не имеющим аналогов, уникальным образцом архитектуры Великих Моголов, в которой чудесным образом переплелись персидская, индийская, исламская архитектурные школы. Роскошный, поражающий своим великолепием, Дворец полностью построен из уникального белого мрамора, который в разное время суток как будто меняет свой цвет. Так, в рассветный час дворец становится розовым, как нежные лепестки розы, на заходе солнца стены начинают отливать золотом, а в сумеречное время кажется, что храм плывет в таинственной бледно-голубой дымке.
Тадж Махал расположен в городе Агра, в одном из центров мусульманской культуры Индии, и по сути, является не просто дворцом-усыпальницей, но и мечетью – с четырех сторон от Дворца расположены действующие минареты, с которых верующих призывают на молитвы. Эта великолепная жемчужина архитектуры привлекает к себе множество туристов со всего мира, независимо от их вероисповедания. На протяжении столетий Дворец воспевался музыкантами, поэтами, художниками, которые стремились передать красоту и уникальность храма словами, музыкой, красками. Высоко в небеса устремлены белые купола Дворца, большой главный и четыре маленьких по краям, слегка наклоненные в противоположную сторону от главного для большей устойчивости, а весь великолепный мраморный цветок отражается в неподвижной глади искусственного пруда.
С момента окончания постройки Мавзолея множество путешественников стремились увидеть это чудо света и не только из-за его архитектурного совершенства, но и из-за истории его возникновения, из-за истории больше похожей на одну из восточных сказок «1001 ночи», где, правда и вымысел переплелись воедино.
Достоверно известно, что Тадж Махал «Венец Дворца» был построен на месте упокоения любимой супруги Пятого Императора империи Великих Моголов Шаха Джахана, несравненной и великолепной Мумтаз Махал, чье имя означало «Жемчужина Дворца». Существует несколько версий знакомства Шаха с будущей женой, самая романтичная из которых рассказывает, что молодой принц встретил однажды на рынке прекрасную девушку, которая торговала деревянными бусами, молодые люди взглянули друг другу в глаза, и это была любовь с первого взгляда. Принц женился на девятнадцатилетней красавице, невзирая на то, что та была из бедной семьи.
Но в реальности все было немного иначе, но все равно очень романтично. Шах Джахан, естественно, как и любой восточный правитель, имел несколько жен. Где-то, около 1607 года состоялась помолвка Джахана с четырнадцатилетней Арджуманад Бану Бегам. И только спустя пять лет была свадьба. Именно на свадьбе отец принца и нарек свою невестку Мумтаз Махал. Придворный летописец писал, что отношения Шаха с другими своими женами были чисто формальными, статусными, а вот к Мумтаз Джахан испытывал настоящую глубокую любовь. Все его внимание, благосклонность, интимные отношения принадлежали Мумтаз. Супруги очень нежно любили друг друга, пока была жива Мумтаз, Шах не смотрел ни на одну из своих жен и наложниц. Прекрасная Мумтаз Махал, когда могла сопровождала мужа в военных походах, перенося все тяготы такой жизни, только с ней советовался Шах и только ей единственной доверял всецело.
Супруги счастливо прожили 17 лет. Мумтаз подарила супругу тринадцать детей, но роды четырнадцатого женщина не смогла пережить. Она умерла, когда ей было всего около 36 лет, надо сказать, что это для нас «всего 36», а по тем временам, это достаточно солидный возраст для женщины, да и столь частные роды не делали Мумтаз здоровее. Смерть настигла ее в одном из походов мужа, похоронили Жемчужину сердца Шаха в Бурханпуре. Великое горе постигло Джахана, он желал смерти и себе, голова его навсегда склонилась в великой скорби, а волосы стали белыми, во дворце Шаха больше не звучала музыка, он стал практически затворником, отказался от драгоценностей и пышных одежд. В стране был объявлен на 2 года траур. Через некоторое время вдовец решил перевезти тело любимой в Агру, которая на тот момент считалась столицей империи Великих Моголов.
Еще при жизни поэты и художники воспевали красоту Мумтаз Махал и Шах Джахан решил возвести на месте вечного упокоения своей любимой супруги величественный Мавзолей, который по своей красоте и великолепию был бы достоин его Жемчужины.
Строительство необыкновенного по красоте Дворца-усыпальницы началось в конце 1631 года и продолжалось почти двадцать два года. Достоверно неизвестно, кто является главным зодчим этого великолепия, некоторые историки утверждают, что проектировкой занимался лично Шах Джахан, который был неплохим архитектором, существует также мнение, что для строительства Мавзолея был приглашен известный мастер Иса Кхан, получивший неограниченные возможности и полномочия от самого Шаха. Белоснежный уникальный мрамор доставляли за 300 километров, на строительстве трудились более двадцати тысяч рабочих из разных стран Востока. Чтобы воплотить все фантазии Шаха для строительства усыпальницы приглашались известные каллиграфы, мастера по инкрустации и обработке драгоценных камней, золотых дел мастера. Творение, созданное руками множества людей, всегда поражало и поражает совершенством и великолепием линий, инкрустацией, каменными изразцами. Это сказочный дворец, чудо из чудес, легкий и невесомый, как мираж, чистый, как горная река.
Тадж Махал состоит из целого комплекса сооружений, в который входят: главный вход, Мавзолей, великолепные сады, Мечеть и гостевой дом, окружающие с двух сторон Мавзолей-усыпальницу. Комплекс, в общем, представляет собой парк, закрытый с трех сторон. Вход из красного камня украшает узорный портик белого мрамора. Сад очень гармонично, но несколько необычно, вписан в комплекс – это своего рода дорога, которая ведет человека к основной святыне, к самому сердцу архитектурного ансамбля. Разделен на две части каналом с фонтанами, который впадает в мраморный искусственный пруд, где, как в хрустальной чаше отражается Дворец. Вдоль канала высажены кипарисы, считающиеся у мусульман деревом скорби и печали, их кроны идеально сочетаются со шпилями минаретов. Раньше, сад был более великолепен, в нем было посажено намного больше деревьев, цветов, чем осталось на сегодняшний день.
С четвертой стороны, выходящей на реку, нет никаких преград, которые заслоняли бы вид на великолепный Дворец. Река Джамна не очень спокойная, и поэтому в ней можно увидеть нереальное, слегка размытое, подернутое рябью, отражение храма, что создает впечатление иллюзорности, миража, уплывающего в сказку.
Как удалось строителям прошлых веков создать столь воздушный, необыкновенный Дворец? Может быть, все дело в непривычных нашему глазу пропорциях, где высота здания равна ширине фасада, а стены прорезаны большими полукруглыми нишами, пропускающими свет внутрь Мавзолея, и все это венчает купол, устремленный ввысь.
К сердцу Мавзолея, к самим гробницам Мумтаз Махал и ее Шаха ведет мраморная лестница, у начала которой люди оставляют обувь, как при входе в Храм, в знак почитания и преклонения перед великой силой любви. Белые мраморные стены Дворца украшены искуснейшей мозаикой, состоящей из тысячи тысяч драгоценных и полудрагоценных камней, великолепным орнаментом из переплетенных каменных растений, арабской вязью, выложенной черным мрамором. Суры из Корана венчают арочные своды окон. А потолок – это надо просто видеть, ибо слова бессильны описать подобную красоту:
В самом центре усыпальницы видна ширма из резного мрамора, которая как бы прикрывает две гробницы, щедро украшенные резьбой, полудрагоценными камнями и вязью.
Сами могилы находятся под полом. Гробница любимой жены Шаха расположена в середине зала, гробница же Шаха немного в глубине, так как он был захоронен здесь позже.
Раньше кенотафу Мумтаз украшало большое погребальное покрывало, полностью расшитое натуральным белоснежным жемчугом. Но оно было украдено, неизвестно кем и неизвестно когда. В самой усыпальнице очень тихо, здесь время, как будто застыло, ничего не нарушает вечного покоя влюбленной пары, сквозь окна, открытые всем ветрам проникают солнечные лучи. Все стены украшены неувядающими каменными цветами, которые, как каменный ковер покрывают и пол.
И вот, строительство великолепного Дворца-усыпальницы подошло к концу. Создав памятник своей любимой, престарелый правитель решил создать усыпальницу и для себя. На противоположном берегу реки он повелел приступить к строительству абсолютно такого же мавзолея, только из черного мрамора. Но это уже было полным безрассудством, ведь страна полностью разорена войнами, денег в казне нет, народ на грани восстания, и столь дорогостоящий проект был невозможен. В середине семнадцатого века, в 1658 году, правление Шаха Джахана было закончено. Его сын, сын от любимой жены, Аурангзеб сверг своего отца с престола. И вот, ирония судьбы, великий Шах, гроза врагов и великий правитель Моголов, властитель огромного государства, отныне заточен до конца своих дней в башню Красного Форта, в городе Агра. Девять лет старый человек провел в маленькой комнате, не видя практически ничего – ни деревьев, ни яркого солнца, ни садов и долин своей Родины. Из его узкого окна был виден только Дворец, белый, как лебедь и недоступный, как мираж, Дворец, в котором вечным сном спала его единственная любовь, Жемчужина его сердца, его Мумтаз. Только после смерти, Шах вновь воссоединился с ней, согласно его завещанию, он был похоронен неподалеку от своей царицы, в этой же усыпальнице.
Вот такая прекрасная и грустная история одной великой любви, которая воплотилась в белоснежном мраморном Дворце. И по сей день к нему, как сказал поэт, «не зарастет тропа», многие туристы приезжают в Индию только ради того, чтобы увидеть это совершенство, эту живую красоту, созданную людьми из камня.
Во времена, когда Индия находилась под Английским протекторатом, в великолепном саду проводились различные увеселительные мероприятия для английской знати. Сам Мавзолей подвергся разграблению. Богатые уникальные ковры, гобелены, драгоценные камни, украшавшие стены, главные двери из серебра – все это было украдено. Многие прогуливающиеся по территории дворца в те времена специально брали с собой молотки или долото, чтобы было удобнее выковыривать из стен драгоценные камни. Казалось, что уникальный Мавзолей скоро исчезнет, ведь даже сам бывший генерал-губернатор лорд Бентинк в 1830 году хотел демонтировать Дворец, а белоснежный мрамор продать, повезло сооружению – продавцов не нашлось. Потом храм подвергся осквернению во время восстания в Индии 1857 года.
Но после многих лет забвения и упадка лорд Керзон, бывший генерал-губернатором Индии в начале 20 века, провел масштабную реставрацию памятника архитектуры. Были восстановлены каналы, отремонтированы здания, реконструирован сад. Реставрационные работы восстановили славу и былое величие Памятнику Вечной Любви. Сегодня на могилах Шаха и его супруги всегда лежат живые цветы, которые приносят и сами индийцы, и туристы. Живые цветы для вечной и живой любви.