Совсем недавно завершился II Международный Творческий Конкурс от Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй». В нем приняло участие множество талантливых людей. Наш творческий призыв распространился по всей России и вышел далеко за ее пределы. На церемонии награждения победителей конкурса присутствовал солист культовой группы "Пилот" Илья "Черт" Кнабенгоф. Это лишний раз доказало, что подобные мероприятия вызывают отклик, и проводить их необходимо.
Уже много лет я занимаюсь различной общественной деятельностью. Организую маленькие, большие и очень большие мероприятия на районном, городском и федеральном уровне. Жизнь коротка. Нельзя терять ни минуты. Нужно стараться делать что-то полезное для себя и для тех, кто меня окружает. На данный момент, помимо Международного Творческого Конкурса, я являюсь руководителем Всероссийской Донорской Акции "Энергия Жизни" и Всероссийского проекта «Поэтические вечера».
В этом интервью я бы хотел рассказать вам о том, каким образом я пришел к буддизму. Что послужило причиной, и почему так произошло. Дело в том, что во мне смешалась кровь разных народов. Мои предки принадлежали к различным религиозным течениям. В семье, в основном, придерживались православия, но никогда ничего не навязывали. Считалось, что каждый должен сам выбрать свой путь. Каждый сам в ответе за свои поступки и самое главное – это позволить человеку сделать самостоятельный выбор. В жизни каждого человека есть три главных вопроса: кто он, откуда он, зачем живет. С детства эти вопросы не давали мне покоя. Я пытался найти ответы в книгах разных культур и народов. Изучал различные философские течения. Особенно мне нравилось духовное творчество Льва Толстого. Этот великий человек очень многое понял в своей жизни и всеми силами старался передать те знания, которыми владел. Они неоднозначные, но, в ту пору, очень сильно на меня повлияли. С каждым годом ответы на главные вопросы сменяли друг друга, но духовный поиск продолжался. Меня всегда интересовал Восток. Это древняя духовно богатая цивилизация накопила такое количество важнейших знаний, что невозможно было пройти мимо них. Речь идет об Индии. Я захотел найти островок Индии в нашем северном городе. Оказалось, кусочек Индии находится недалеко от моего дома. Тогда я еще не знал истории буддизма, того пути, которое прошло это учение из Индии в Тибет, из Тибета в Монголию, из Монголии в Бурятию, из Бурятии в Петербург. Я просто хотел прикоснуться к этим знаниям. Буддийский храм расположен в пяти минутах от крупнейшего петербургского парка. Но, каждый раз, когда я проходил мимо храма, я никогда не обращал на него внимания. Когда же я целенаправленно отправился на его поиски, он словно выплыл их тумана.
Эта изящная архитектура, по петербургскому обычаю облицованная гранитом, внезапно открылась моему взору. Мне повезло, и я пришел в то время, когда проходил дневной молебен. Скажу честно, мне не сразу понравилась та атмосфера, в которую я окунулся. Моему европейскому взгляду все это было ново и немного чуждо. Я вернулся домой в смятении и больше года не посещал это место. Однажды, когда я шел со своим другом мусульманином в ЦПКиО, я предложил ему зайти и осмотреть экзотическое убранство буддийского храма. Мне снова повезло, так как в этот день в храме проходил масштабный субботник. Было много людей разных национальностей, профессий и взглядов. Дело в том, что общий труд объединяет столь разных людей. Организатор субботника подошла к нам, и сказала, что очень нужна мужская помощь. Доброе лицо не внушало подозрений, и мы не смогли ей отказать. В результате мы провели в храме целый день. «Дацан Гунзэчойнэй» (а именно так называется этот храм) является большим пятиэтажным зданием со множеством комнат. В тот день двери всех комнат были открыты для нас. Случилось так, что в этот день меня пустили в главную алтарную часть храма, где находится сама статуя Будды. Дело в том, что, по сложившимся традициям, туда можно заходить только мужчинам. Мне позволили смыть со статуи Будды пыль. Вблизи спокойная улыбка Будды была еще притягательнее и вызывала чувство доверия. Я омывал его лицо и думал о том, что скрывается за этим спокойным выражением.
Монументальная поза, в которой пребывала статуя, вызывала восхищение и создавала множество вопросов. В процессе работы вместе с другом я поднялся на крышу храма. Оттуда нам открылся потрясающий вид на парк, в котором я раньше проводил много времени. Точно также, я, будто бы свысока, посмотрел на всю свою жизнь. Уже темнело и город, раскинувшийся перед глазами, заиграл волшебными огнями. Это был выходной день, и внизу гуляло много разных людей. Был теплый летний вечер. Участники субботника, довольные проделанной работой, не спеша расходились по домам. Этот день не произвел на моего друга сильного впечатления, но мне запал глубоко в душу. Я не стал часто ходить в храм, но создалось впечатление, что в этом городе у меня появилось еще одно родное место. Лишь много лет спустя я всерьез начал изучать буддийские философские трактаты. Путем длительного изучения и практики, а вовсе не вследствие одномоментного впечатления, я пришел к выводу, что учение Будды мне наиболее близко. Будда учил, что нельзя принимать все только на веру, даже если какие-то знания приняты абсолютным большинством, их все равно необходимо подвергать сомнению и внимательной проверке. Слепая вера – это путь в никуда. Буддизм – это не религия в общепринятом понимании. По крайней мере, я так это вижу. Будда был человеком. Его звали Гаутама. У него было две руки и две ноги. Он не был сыном богов. И, по сути, ничем не отличался от всех нас. Путем длительной практики медитации он пришел к определенным выводам и сформулировал основу своего учения - четыре благородные истины. Таким образом, Будда – это великий учитель, а не пророк. Его учение – это, в первую очередь, глубокое философское знание, полученное в результате длительной духовной работы. Эти знания открыты для нас. Мы можем пользоваться ими или не пользоваться. Мы можем их использовать, даже если относимся к другим религиозным течениям, потому что это простые и общечеловеческие знания.
Учение Будды много раз дополнялось, смешивалось и видоизменялось в тех регионах, в которые попадало. Как такового буддизма не существует. Буддизм – это термин, который обобщает все школы, опирающиеся на слова Будды. Они по всему миру, их сотни и все они разные. Основными - являются «большая» и «малая колесница». «Большая колесница» - это Тибет, Монголия, Бурятия и другие. «Малая колесница» - это Таиланд, Шри-Ланка, Бирма и другие. В этих странах буддизм стал национальной религией. Но, при этом, важнейшим остается то, что буддистом может быть и православный, и католик, и мусульманин. Потому что, как я уже сказал, те знания, которые хотел донести до нас Будда, не относятся только к последователям определенной религии. Их можно использовать в повседневной жизни. Для этого не нужно посещать храмы, проводить сложные ритуалы или усиленно молиться.
Будда говорил, что наша жизнь находится в наших руках. Никто за нас не сделает ее лучше или хуже. Мы всегда в ответе за то, в каком мире живем, и что нас окружает. Любое событие является следствием определенных причин, которые мы сами и создали. В наших бедах никто не виноват и счастье не придет к нам, если мы не приложим усилия. В этом заключается закон кармы. Любое наше действие влечет за собой определенный результат. Можно сколько угодно ходить в храм, молиться, проводить ритуалы. Это ничего не изменит. Лично я хожу в Дацан не чаще, чем раз в неделю. Этого вполне достаточно для человека, который живет в современном городе. Духовная практика не имеет отношения к посещению храма. Это разные вещи. Медитация и молитва – это процесс, которым надо заниматься уединенно, не афишируя его. В храм можно прийти для уточнения некоторых вопросов у специалиста, для проведения какого-либо обряда или встречи с учителем. Духовная же практика идет круглосуточно 7 дней в неделю.
В буддизме существует определенный обряд посвящения, который называется «принятие прибежища» (аналог крещения в христианстве). Существует он во всех буддийских традициях. Этот обряд не является обязательным. Многие люди не принимали прибежище, но считают себя буддистами. Особенно это касается тех народов, которые исторически исповедуют буддизм. Пройти данный обряд необходимо тем, кто всерьез заинтересован буддийской духовной практикой и хочет обрести своего учителя. При этом обряде возникает определенная связь между учителем и учеником, которая не разрывается даже после смерти.
Я приблизительно опишу свои воспоминания о данном моменте. В Дацане прибежище дает настоятель храма Буда Бальжиевич. Для этого в Дацане существует определенный день -15-е лунные сутки (в буддизме все рассчитывается по лунному календарю, поэтому все даты «плавающие»). Нужно понимать, что этот ритуал не проводится «для галочки». Это серьезная духовная практика, к которой нужно долго готовиться. Желающий принять прибежище должен точно для себя понять, зачем он это делает. Всерьез подумать и взвесить все «за» и «против». Во время принятия прибежища человек обязан взять на себя от одного до пяти обетов мирянина. А именно: не убивать, не воровать, не лгать, не вести распутную жизнь, не употреблять наркотические и опьяняющие вещества, омрачающие сознание. После принятия обетов следует неукоснительно следить за их исполнением. Мы все – жители современного европейского города и прекрасно понимаем, что, как бы ни хотели, все равно нарушим какой-либо из обетов. Здесь идет речь о том, что надо максимально стараться не совершать проступков. Мы все не идеальны и совершаем ошибки. Именно поэтому буддист, принявший прибежище обязан ежедневно утром и вечером начитывать мантру прибежища. Тем самым он исправляет те ошибки, которые допустил в течение дня.
Прибежище принимается в трех «драгоценностях»: в Будде, Дхарме (учение Будды), Сангхе (община практикующих и достигших просветления). Четвертой «драгоценностью» является учитель. Прибежище принимается коллективно в алтарном зале. Желающие принять участие в обряде должны принести с собой что-нибудь в качестве подношения. Это может быть все, что угодно, и не обязательно быть ценным. В крайнем случае, это может быть просто чаша с питьевой водой. Все встают на одно колено и повторяют за учителем мантру прибежища, совершают простирание (усложненная версия поклона) и обряд подношения. В конце настоятель срезает с каждого ученика (да, уже ученика) локон волос. Как шутит Буда Бальжиевич, это символизирует то, что в следующей жизни мы обязательно станем монахами, т.е. пройдем постриг. Обряд занимает минут десять, но запоминается на всю жизнь.
Принимать прибежище можно много раз у разных учителей, но тот, у кого вы приняли прибежище в первый раз, навсегда останется вашим коренным учителем. У меня есть несколько духовных наставников. Главным является Буда Бальжиевич. Этот великий человек уже много лет на своих плечах держит весь храм. Буда Бальжиевич - первоклассный специалист по тибетской медицине. Ежедневные многокилометровые очереди к нему на прием – обычная действительность. К нему приходят с самыми разными заболеваниями. Даже с теми, с которыми не справляется современная медицина. Буда Бальжиевич не волшебник и не способен излечить запущенные стадии серьезных заболеваний. Но он способен облегчить страдания. Что же касается обычных заболеваний, то с ними он легко справляется. Что подтверждают многочисленные благодарственные отзывы. Буду Бальжиевича ценила и уважала даже бывший губернатор Петербурга. Еженедельно по выходным он проводит вводные лекции по основам буддийской философии, совмещенные с практикой медитации.
Вторым учителем является Аджан Чатри. Этот невероятный человек с удивительной биографией приехал в Россию более 15-ти лет назад. За это время он выучил русский язык, получил высшее образование и докторскую степень, стал преподавателем СПбГУ. У него бесчисленное количество учеников по всей России. Для всех желающих он построил буддийский центр на окраине Петербурга. Светлое и душевное место собирает представителей разных национальностей, культур и религий. Аджан Чатри – человек, которого я бесконечно уважаю за его титанический труд. Для жителя Таиланда петербургский климат оказался очень суровым. Много раз Аджан Чатри сильно болел, и, однажды, чуть не умер от воспаления легких. В каком бы состоянии он не находился, для него самое главное – передать ученикам свои знания. Два раза в неделю, если он находится в Петербурге (а периодически он вынужден посещать другие страны), то дает лекции в Дацане. Именно там я впервые с ним познакомился. Этот харизматичный человек сразу произвел на меня впечатление. Уже много лет я часто обращаюсь к нему за советами.
Я старался описать сложные вещи простыми словами, не углубляясь в теорию и не употребляя сложные термины. Старался описать личный опыт, то, как я это вижу, и то, как это со мной происходило. Считаю, что всегда нужно говорить только о том, в чем уверен. Надеюсь, что эта информация оказалась для вас полезна.